В Беларуси подготовлен проект поправок в Налоговый кодекс, который может вступить в силу с 1 января 2027 года. Для физлиц планируют сдвинуть сроки подачи декларации по подоходному налогу и изменить правила для сверхдоходов и иностранцев.
Сроки декларации сдвигаются
Подать годовую декларацию по подоходному налогу предлагается не до 31 марта, а до 30 апреля. Уплата налога по извещению налогового органа может быть перенесена с 1 июня на 1 августа. Об этом сообщил ассоциированный партнер Revera, член правления Ассоциации налогоплательщиков Александр Антонов.
Для большинства работающих граждан ничего не меняется: если доход состоит только из зарплаты у белорусского нанимателя и не превышает порог сверхдоходов, декларация не нужна. Пенсии также освобождены от подоходного налога, и отчитываться по ним не требуется.
Когда декларация обязательна
Обязанность подать декларацию возникает при получении доходов из-за границы, от продажи имущества, от сдачи жилья в аренду и в ряде других случаев. Проект предусматривает индексацию сумм, в пределах которых отдельные доходы освобождаются от налога. В частности, лимит доходов от физических лиц за границей или из-за границы, включая денежные переводы, предлагается повысить до 6588 рублей.
Это правило не распространяется на предпринимательские доходы и другие поступления, прямо исключенные законом. Вычет уменьшает доход, с которого рассчитывается налог: например, вычет 237 рублей при ставке 13% снижает налог на 30,81 рубля, а не на 237 рублей.
Налог на сверхдоходы и иностранцев
Меняется порядок зачета ранее удержанного налога при расчете налога на сверхдоходы. Сейчас зачесть можно налог со всего месячного дохода, включая часть ниже порога, что снижает итоговую нагрузку. По новому правилу зачет будет пропорциональным: учитывается отношение доходов, облагаемых по повышенным ставкам, к общей сумме начисленного за месяц дохода. Налог с обычной части больше не будет уменьшать налог на сверхдоходы.
Поправка касается ставок 25% и 30%. Проект предусматривает вступление нормы в силу с 1 января 2027 года, но с распространением на отношения, возникшие с 1 января 2026 года. «Новый подход потребуется учитывать уже при расчете налога за 2026 год», — обратил внимание Александр Антонов.
Дивиденды для нерезидентов
Для иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих в Беларуси, предлагается удерживать подоходный налог по ставке 25% со всей суммы дивидендов независимо от размера. Сейчас повышенная ставка применяется при превышении годового порога 350 000 рублей. Проект отказывается от этого порога при первоначальном удержании.
Белорусская компания должна будет исчислять налог без применения соглашения об избежании двойного налогообложения. Чтобы воспользоваться предусмотренной соглашением ставкой, получателю придется самостоятельно подать годовую декларацию и подтвердить иностранное налоговое резидентство. Международные льготы сохраняются, но применять их предлагается через последующий расчет налогового органа. Для граждан Беларуси дифференциация ставок 13% и 25% по дивидендам не меняется.
Что еще меняется для физлиц
- Срок подачи декларации — до 30 апреля вместо 31 марта.
- Срок уплаты налога по извещению — до 1 августа вместо 1 июня.
- Лимит освобождения доходов из-за границы — до 6588 рублей.
- Месячный налог за сдаваемую жилую комнату рассчитывается по отдельному порядку.
- Для нерезидентов — ставка 25% со всех дивидендов без порога 350 000 рублей.
Перенос сроков годового декларирования не означает переноса сроков уплаты фиксированного налога. Проект пока не принят, но большинство поправок планируют ввести с 1 января 2027 года.
Частые вопросы
Нужно ли мне подавать декларацию, если я получаю только зарплату?
Нет, если зарплата от белорусского нанимателя не превышает порог сверхдоходов. Налог удерживает наниматель.
Когда вступят в силу новые правила?
Большинство поправок планируют ввести с 1 января 2027 года, но норма о сверхдоходах может распространяться на отношения с 1 января 2026 года.
Как изменится налог на дивиденды для иностранцев?
Для постоянно не проживающих в Беларуси иностранцев предлагается ставка 25% со всей суммы дивидендов без учета порога 350 000 рублей.
Источник: Google Trends · Onlíner